Обобщение правоприменительной практики

Приказ министра промышленности и торговли Смоленской области " Об утверждении Доклада правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного контроля (надзора)  в области розничной продажи алкогольной  и спиртосодержащей продукции на территории Смоленской области за 2023 год" от 20.02.2024 от 18/01-01.

Приказ начальника Департамента промышленности и торговли Смоленской области " Об утверждении Обзора правоприменительной практики контрольно- надзорной деятельности Департамента промышленности и торговли Смоленской области в области розничной продажи алкогольной  и спиртосодержащей продукции, относящегося к полномочиям Департамента промышленности и торговли Смоленской области за 2021 год" от 28.12.2021 от 218/01-01.

Об утверждении Обзора правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Департамента промышленности и торговли Смоленской области в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, относящегося к полномочиям Департамента промышленности и торговли Смоленской области за 2020 год

Обобщение правоприменительной практики при осуществлении государственного контроля за розничной продажей алкогольной продукции на территории Смоленской области.

 

Департамент промышленности и торговли Смоленской области (далее – Департамент) является органом, осуществляющим региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, в соответствии с Положением о Департаменте, утверждённым постановлением Администрации Смоленской области от 01.03.2019 № 91 «О создании Департамента промышленности и торговли Смоленской области».

Настоящее обобщение контрольной деятельности Департамента в сфере лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции подготовлено во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона  от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)  и муниципального контроля», Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно - надзорной деятельности, одобренных на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы    от 09.09.2016 № 7.

Предметом государственного контроля является соблюдение юридическими лицами требований, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством Смоленской области в сфере розничной продажи алкогольной продукции.

Лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции осуществляется в отношении:

а) соискателей лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, представивших заявление о выдаче лицензии;

б) лицензиатов, представивших заявление о переоформлении или продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции  и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания;

в) лицензиатов, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Основные нарушения, допускаемые лицензиатами, предусмотрены статьями:

- частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) (Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции);

- частью 4 статьи 15.12 КоАП РФ (Оборот алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны);

- статьей 15.13 КоАП РФ (Искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей);

- частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ (Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В последнее время все чаще применяется механизм замены административного штрафа на предупреждение, предусмотренный частью 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ.

Частью 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также    их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 названной статьи.

Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В целях соблюдения обязательных требований и правомерного поведения необходимо проведение следующих мероприятий:

1) Осуществление контроля за розничной продажей алкогольной продукции  в неустановленное время.

Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ запрещается.

Нарушение лицензионных требований, установленных абзацем вторым пункта 9 статьи 16, абзацем двадцать четвертым пункта 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ, а именно нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной продукции, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

Меры, которые следует предпринять организациям, осуществляющим розничную продажу алкогольной продукции, в целях недопущения нарушений особых требований и правил розничной продажи алкогольной продукции:

- изучить действующее законодательство в части установления ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции;

- усилить контроль со стороны руководителей организаций, за исполнением должностных обязанностей сотрудниками, в части соблюдения ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции;

- обеспечить обучение кадрового состава организаций по вопросам соблюдения особых лицензионных требований и правил розничной продажи алкогольной продукции;

- использовать в работе информацию, размещаемую Департаментом на официальном сайте.

2) Контроль минимальных розничных цен на алкогольную продукцию.

Согласно требованиям пункта 5 статьи 11 Федерального закона № 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции осуществляется по ценам не ниже цен, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти.

В соответствии с требованиями абзаца 30 пункта 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ запрещена розничная продажа алкогольной продукции по цене ниже цены, установленной в соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона № 171-ФЗ.

Осуществление розничной продажи алкогольной продукции по цене, ниже цены, установленной приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

Мерой, которую необходимо предпринять в целях недопущения совершения данного правонарушения, является:

- изучить действующее законодательство, в том числе приказ Министерства финансов Российской Федерации от 11 мая 2016 года № 58н «Об установлении цен, не ниже которых осуществляется закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов»;

- усилить контроль со стороны руководителей организаций за исполнением должностных обязанностей сотрудниками, в части розничной продажи алкогольной продукции по цене, не ниже которой осуществляется розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов;

- использовать в работе информацию, размещаемую Росалкогольрегулированием на официальных интернет-порталах.

3) Контроль за сроками действия правоустанавливающих документов на стационарные торговые объекты и складские помещения (стационарные объекты общественного питания).

В соответствии с лицензионным требованием, установленным абзацем первым пункта 10 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ, организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в городских населенных пунктах, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров по каждому месту нахождения обособленного подразделения.

В соответствии с лицензионным требованием, установленным абзацем вторым пункта 10 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ, организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в сельских населенных пунктах, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 25 квадратных метров по каждому месту нахождения обособленного подразделения.

В соответствии с лицензионным требованием, установленным абзацем восьмым пункта 10 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ, организации, (за исключением бюджетных учреждений), осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции в городских и (или) сельских населенных пунктах (за исключением алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции), при оказании услуг общественного питания должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные объекты общественного питания по каждому месту осуществления указанной деятельности.

В соответствии с требованием статьи второй областного закона Смоленской области от 28 мая 2020 года № 80-з «О дополнительном ограничении розничной продажи алкогольной продукции на территории Смоленской области»  на территории Смоленской области в дополнение к ограничениям розничной продажи алкогольной продукции, установленным федеральным законодательством, установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных  в многоквартирных домах и на прилегающих к ним территориях, с общей площадью зала обслуживания посетителей менее 50 квадратных метров.

Абзацем двадцать четвертым пункта 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ установлено, что розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ, запрещается.

Административное правонарушение в виде оборота алкогольной продукции  с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции влечет административную ответственность по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ.

Меры, которые следует предпринять организациям, осуществляющим розничную продажу алкогольной продукции, в целях недопущения нарушения лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции:

- усилить контроль со стороны руководителей организаций, за исполнением должностных обязанностей сотрудниками, ответственными за осуществление контроля за сроками действия договора аренды.

4) Недопущение оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии (ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ).

В соответствии с абзацем седьмым пункта 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ запрещен оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий, а также передача лицензии другому лицу и оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, другому лицу.

Меры, которые следует предпринять участникам алкогольного рынка, в целях недопущения нарушения статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ:

- изучить законодательство в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществлять, в том числе, мониторинг изменений, внесенных  в нормативные правовые акты.

Приказ начальника Департамента промышленности и  торговли Смоленской области«Об утверждении Обзора правоприменительной практики контрольно - надзорной деятельности Департамента промышленности и торговли Смоленской области в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, относящегося к полномочиям Департамента промышленности и торговли Смоленской области, за 2019 год» от 30.06.2020 № 92/01-01.

 

 

Основные разделы

Услуги и сервисы

kontrakt-sajt
3
cifraya-platforma-msp-rf
bezyimyannyiy
ezgif-7-342c61d995-1
600x600

Услуги и сервисы

primer

© Министерство промышленности и торговли Смоленской области, 2024

(4812) 20-55-21 тел./факс.: 8 (4812) 00–00–00
E–mail: deppromtorg@smolinvest.com
Почтовый адрес: 214008, г. Смоленск, пл. Ленина, д. 1

Электронные услуги

Зарегистрируйтесь на портале госуслуг – получите единый ключ доступа ко всем государственным сайтам.

Благодаря ему вы можете прямо из дома получить множество услуг!