Обобщение правоприменительной практики
Обобщение правоприменительной практики при осуществлении государственного контроля за розничной продажей алкогольной продукции на территории Смоленской области.
Департамент промышленности и торговли Смоленской области (далее – Департамент) является органом, осуществляющим региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, в соответствии с Положением о Департаменте, утверждённым постановлением Администрации Смоленской области от 01.03.2019 № 91 «О создании Департамента промышленности и торговли Смоленской области».
Настоящее обобщение контрольной деятельности Департамента в сфере лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции подготовлено во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно - надзорной деятельности, одобренных на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2016 № 7.
Предметом государственного контроля является соблюдение юридическими лицами требований, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством Смоленской области в сфере розничной продажи алкогольной продукции.
Лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции осуществляется в отношении:
а) соискателей лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, представивших заявление о выдаче лицензии;
б) лицензиатов, представивших заявление о переоформлении или продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания;
в) лицензиатов, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Основные нарушения, допускаемые лицензиатами, предусмотрены статьями:
- частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) (Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции);
- частью 4 статьи 15.12 КоАП РФ (Оборот алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны);
- статьей 15.13 КоАП РФ (Искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей);
- частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ (Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В последнее время все чаще применяется механизм замены административного штрафа на предупреждение, предусмотренный частью 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Частью 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 названной статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В целях соблюдения обязательных требований и правомерного поведения необходимо проведение следующих мероприятий:
1) Осуществление контроля за розничной продажей алкогольной продукции в неустановленное время.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ запрещается.
Нарушение лицензионных требований, установленных абзацем вторым пункта 9 статьи 16, абзацем двадцать четвертым пункта 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ, а именно нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной продукции, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Меры, которые следует предпринять организациям, осуществляющим розничную продажу алкогольной продукции, в целях недопущения нарушений особых требований и правил розничной продажи алкогольной продукции:
- изучить действующее законодательство в части установления ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции;
- усилить контроль со стороны руководителей организаций, за исполнением должностных обязанностей сотрудниками, в части соблюдения ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции;
- обеспечить обучение кадрового состава организаций по вопросам соблюдения особых лицензионных требований и правил розничной продажи алкогольной продукции;
- использовать в работе информацию, размещаемую Департаментом на официальном сайте.
2) Контроль минимальных розничных цен на алкогольную продукцию.
Согласно требованиям пункта 5 статьи 11 Федерального закона № 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции осуществляется по ценам не ниже цен, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти.
В соответствии с требованиями абзаца 30 пункта 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ запрещена розничная продажа алкогольной продукции по цене ниже цены, установленной в соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона № 171-ФЗ.
Осуществление розничной продажи алкогольной продукции по цене, ниже цены, установленной приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Мерой, которую необходимо предпринять в целях недопущения совершения данного правонарушения, является:
- изучить действующее законодательство, в том числе приказ Министерства финансов Российской Федерации от 11 мая 2016 года № 58н «Об установлении цен, не ниже которых осуществляется закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов»;
- усилить контроль со стороны руководителей организаций за исполнением должностных обязанностей сотрудниками, в части розничной продажи алкогольной продукции по цене, не ниже которой осуществляется розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов;
- использовать в работе информацию, размещаемую Росалкогольрегулированием на официальных интернет-порталах.
3) Контроль за сроками действия правоустанавливающих документов на стационарные торговые объекты и складские помещения (стационарные объекты общественного питания).
В соответствии с лицензионным требованием, установленным абзацем первым пункта 10 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ, организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в городских населенных пунктах, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров по каждому месту нахождения обособленного подразделения.
В соответствии с лицензионным требованием, установленным абзацем вторым пункта 10 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ, организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в сельских населенных пунктах, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 25 квадратных метров по каждому месту нахождения обособленного подразделения.
В соответствии с лицензионным требованием, установленным абзацем восьмым пункта 10 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ, организации, (за исключением бюджетных учреждений), осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции в городских и (или) сельских населенных пунктах (за исключением алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции), при оказании услуг общественного питания должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные объекты общественного питания по каждому месту осуществления указанной деятельности.
В соответствии с требованием статьи второй областного закона Смоленской области от 28 мая 2020 года № 80-з «О дополнительном ограничении розничной продажи алкогольной продукции на территории Смоленской области» на территории Смоленской области в дополнение к ограничениям розничной продажи алкогольной продукции, установленным федеральным законодательством, установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и на прилегающих к ним территориях, с общей площадью зала обслуживания посетителей менее 50 квадратных метров.
Абзацем двадцать четвертым пункта 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ установлено, что розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ, запрещается.
Административное правонарушение в виде оборота алкогольной продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции влечет административную ответственность по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
Меры, которые следует предпринять организациям, осуществляющим розничную продажу алкогольной продукции, в целях недопущения нарушения лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции:
- усилить контроль со стороны руководителей организаций, за исполнением должностных обязанностей сотрудниками, ответственными за осуществление контроля за сроками действия договора аренды.
4) Недопущение оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии (ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ).
В соответствии с абзацем седьмым пункта 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ запрещен оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий, а также передача лицензии другому лицу и оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, другому лицу.
Меры, которые следует предпринять участникам алкогольного рынка, в целях недопущения нарушения статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ:
- изучить законодательство в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществлять, в том числе, мониторинг изменений, внесенных в нормативные правовые акты.