Показатели результативности и эффективности при проведении регионального государственного контроля (надзора) на территории Смоленской области в области государственного регулирования цен (товаров) на товары (услуги)
Отчет о ходе достижения целевых значений показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности Департамента экономического развития Смоленской области в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) за 2018 год
Обобщение правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности
в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги),
относящихся к полномочиям Департамента промышленности и торговли Смоленской области
1. Департамент промышленности и торговли Смоленской области (далее – Департамент), в соответствии с пунктом 1.2 раздела 1 Положения о Департаменте промышленности и торговли Смоленской области, утверждённого постановлением Администрации Смоленской области от 01.03.2019 № 91 «О создании Департамента промышленности и торговли Смоленской области», является уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области в сфере осуществления государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги), относящихся к полномочиям Департамента.
В соответствии с постановлением Администрации Смоленской области от 23.11.2011 № 758 «Об органах исполнительной власти Смоленской области, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора)» Департамент является уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим региональный государственный контроль (надзор) в области государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) на территории Смоленской области, относящийся к полномочиям Департамента (далее – региональный государственный контроль).
Настоящее обобщение контрольной деятельности Департамента в сфере регионального государственного контроля подготовлено во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ), Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно - надзорной деятельности, одобренных на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2016 № 7.
2. Предметом регионального государственного контроля является соблюдение юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями обязательных требований, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Смоленской области в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) (далее – обязательные требования).
3. Региональный государственный контроль осуществляется в отношении:
- установленных предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств;
- цен на топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье;
- наценок на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях.
Региональный государственный контроль в отношении установленных предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств осуществляется в том числе с применением риск-ориентированного подхода.
4. В целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями обязательных требований, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Смоленской области в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) (далее – обязательных требований) и правомерного поведения необходимо проведение следующих мероприятий:
4.1. Региональный государственный контроль в отношении установленных предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств.
4.1.1. Согласно требованиям пункта 3 статьи 9 Федерального закона № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установление предельного размера платы за проведение технического осмотра в соответствии с указанным Федеральным законом и осуществление контроля за соблюдением установленного предельного размера относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации
В соответствии с требованиями пункта 7 Правил проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2011 № 1008 «О проведении технического осмотра транспортных средств», пунктом 6 Правил проведения технического осмотра транспортных средств городского наземного электрического транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1240 «О проведении технического осмотра транспортных средств городского наземного электрического транспорта», Приказом Федеральной службы по тарифам от 18.10.2011 № 642-а «Об утверждении Методики расчета предельного размера платы за проведение технического осмотра», постановлением Администрация Смоленской области от 26.12.2018 № 927 установлен на 2019 год предельный размер платы за проведение технического осмотра транспортных средств».
4.1.2. В целях применения при осуществлении регионального государственного контроля в отношении установленных предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств риск-ориентированного подхода деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей подлежит отнесению к определенной категории риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806.
Отнесение деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска осуществляется на основании критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска при осуществлении регионального государственного контроля в отношении установленных предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств, утверждёнными постановлением Администрации Смоленской области от 31.10.2017 № 715 «Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) на территории Смоленской области, относящегося к полномочиям Департамента промышленности и торговли Смоленской области», а именно:
№ п/п |
Категория риска |
Критерий отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска
|
1 |
2 |
3 |
1. |
Средний риск |
привлечение юридических лиц, их руководителей и иных должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, их уполномоченных представителей в течение года, предшествовавшего году, в котором принимается решение об утверждении плана проверок, два раза и более к административной ответственности за нарушение обязательных требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными федеральными нормативными правовыми актами, областными законами и иными областными нормативными правовыми актами в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) при осуществлении регионального государственного контроля в отношении установленных предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств |
2. |
Умеренный риск |
привлечение юридических лиц, их руководителей и иных должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, их уполномоченных представителей в течение года, предшествовавшего году, в котором принимается решение об утверждении плана проверок, один раз к административной ответственности за нарушение обязательных требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными федеральными нормативными правовыми актами, областными законами и иными областными нормативными правовыми актами в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) при осуществлении регионального государственного контроля в отношении установленных предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств
|
3. |
Низкий риск |
отсутствие обстоятельств, предусмотренных пунктами 1, 2 настоящих критериев |
Проведение плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в зависимости от присвоенной категории риска деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется со следующей периодичностью:
- для категории среднего риска - не чаще 1 раза в 4 года и не реже 1 раза в 5 лет;
- для категории умеренного риска - не чаще 1 раза в 6 лет и не реже 1 раза в 8 лет.
В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
Отнесение деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категориям среднего и умеренного риска, а также изменение ранее присвоенной категории риска осуществляются на основании решения начальника Департамента, оформляемого приказом начальника Департамента.
При отсутствии решения об отнесении к определенной категории риска деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей считается отнесенной к категории низкого риска.
Соответственно, ввиду того, что решение начальника Департамента об отнесении к определенной категории риска отсутствует, деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей считается отнесенной к категории низкого риска.
4.1.3. Завышение размера платы за проведение технического осмотра транспортных средств операторами технического осмотра – юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям (в том числе дилерам), аккредитованным в установленном порядке на право проведения технического осмотра транспортных средств, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
4.2. Региональный государственный контроль в отношении цен на топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье.
4.2.1. Согласно требованиям абзаца 2 Перечня продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденного постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», постановлением Администрация Смоленской области от 21.09.2011 № 552 «О государственном регулировании цен на топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин» установлен:
- предельный размер торговой надбавки на керосин, реализуемый гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье,
- предельный уровень рентабельности для организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности при формировании цен на топливо твердое, топливо печное бытовое, реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье.
4.2.2. Завышение установленного размера торговой надбавки и предельного уровня рентабельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, организациями независимо от организационно-правовой формы и формы собственности при формировании цен на топливо твердое, топливо печное бытовое, реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
4.3. Региональный государственный контроль в отношении наценок на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях.
4.3.1. Согласно требованиям абзаца 2 Перечня услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, утвержденного постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», постановлением Администрация Смоленской области от 17.07.2014 № 503 «О ценообразовании на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования» утверждены предельные наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.
4.3.2. Нарушения, допускаемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при формировании цен на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, предусмотрены частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
5. Административная ответственность за нарушение обязательных требований.
5.1. Административная ответственность за нарушение обязательных требований предусмотрена частью 1 статьи 14.6 «Нарушение порядка ценообразования» КоАП РФ, а именно наложение административного штрафа:
- на граждан в размере пяти тысяч рублей;
- на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет;
- на юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
5.2. В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ Департаментом, при выявленных нарушениях обязательных требований, применяется механизм замены административного штрафа на предупреждение, предусмотренный частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 названной статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.